Наставление академика Владимира Александровича Козлова

или памятка для диссертанта, пускающегося в путь написания некоего труда своего (кандидатского или докторского)

Прежде чем сесть за стол, или сидя уже за ним, подумай чётко, записав свои мысли:
 - что ты желаешь сказать себе, а что нам; совпадают ли эти желания между собой; лучше – если они совпадают, если нет – то для тебя необходимо второе, ибо голосовать «за» и «против» тебя будут другие, а не ты;
 - как ты все это собираешься нам рассказывать, лучше коротко, но ясно или еще лучше – хорошим русским (мы в России живём) языком;
- и самое главное, для чего ты всё это собираешься делать: для того, чтобы стать кандидатом, тогда «да»  есть литературный обзор, имеются результаты собственных исследований, заключение и положенные порядком написания выводы, но нет мысли заветной, нет за строкой горящих глаз, нет вдохновенной научности. Но вот если ты мечтаешь стать по профессии учёным, то последним должно найтись место в твоей диссертации, хотя всё, что есть в первом желаемом требовании, должно быть и во втором.

ЦЕЛЬ диссертации: она должна быть чётко обоснована: почему именно она (эта цель) и для чего, и коротко и ясно должна быть сформулирована. То есть цель – это нечто то, ради чего ты всё делал до написания об этом. Постарайся помнить, что необходимо попытаться сформулировать именно ту цель, которая была поставлена до начала работы. Ни в коем случае цель не должна вытекать из уже проделанных экспериментов.

ЗАДАЧИ: это то, с помощью чего ты достигал свою конечную цель. Ведь для того, чтобы достигнуть цели, тебе необходимы орудия её достижения, коими и являются задачи, которые ты должен себе сначала поставить, а затем и решить их отменно, одну за другой, одну за другой, постепенно и последовательно.

ПОЛОЖЕНИЯ, выносимые на защиту: за это ты отдашь свою какую-никакую жизнёнку. При этом тебе не будут страшны даже члены учёного совета, ни один из них каждый, ни все вместе. Но они не должны быть фантастическими. Ведь за фантастику жизнь не отдают. Так Кто же такое ПОЛОЖЕНИЕ? Например, в своих удачных экспериментах ты показал, что муха села на варенье. Тогда твоё положение: «Муха садится на варенье», а не там «Муха может сесть на варенье», или «Муха иногда садится на варенье», или «Муха сейчас сидит на варенье».

АКТУАЛЬНОСТЬ: в науке, впрочем, как и в жизни, безбрежное море проблем. Естественно, все они должны решаться, и все они должны быть решены. Но не сразу, надо ведь что-то оставить и потомству. Это раз. А во-вторых, если ты очень сейчас хочешь есть, ты же не будешь заниматься проблемой покупки картины Ван Гога. Последнее пока, сейчас для тебя неактуально. Для тебя сейчас очень актуально скушать чего-нибудь. Так и в науке. Необходимо стараться сейчас делать то, что при правильном решении поможет либо сразу решить какую-то (лучше маленькую, да удаленькую) проблемку научную или практическую, либо в ближайшее обозримое твоими коллегами будущее. Конечно же, ни в коем случае нельзя не рекомендовать тебе решать проблему на уровне теории относительности. Пожалуйста, решай. Но прежде все же подумай, Эйнштейн ли ты, а потом уже вперед к Нобелевской прайзе.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы: ну, здесь все очень просто. Во-первых, ты работаешь в научном институте, где якобы занимаются наукой, значит, и твоя работа уже сразу же научная. А иначе тебе её ни в коем случае не утвердят на учёном совете института. А во-вторых, ты идешь, садишься за стол (в библиотеке центра в Бетезде, USA), просматриваешь журналов некоторое количество (их около сотни, в названии которых имеются слова «иммунология» или «аллергология», выясняешь, что до тебя никто ещё и никогда не делал такого безобразия, и затем спокойно пишешь, в чем заключается именно твоя научная новизна именно твоей работы. Всё очень и очень просто. Только одно тут. Желательно, чтобы в Бетезду ты съездил до того, как начнёшь что-либо делать, а ведь обидно может стать.., потом…

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ: вас ист даз, увот ис вэт и с чем его употребляет ваша диссертационная братия? Теории есть три: теория вообще, и очень она фундаментальная; теория клиническая и теория экспериментальная. Это так, для удобства и простоты. Но всё же некоторые оттенки имеются. Если ты желаешь осветить фундаментальность свою и своей работы тоже, то тогда будь умницей и доложи-ка нам, что в твоей работе такого, что изменит или дополнит теоретические основы функционирования иммунной системы в организме всего живого на Свете? Ты что, нашел новую иммунокомпетентную клетку, описал новую функцию уже известных этих клеток, или, наконец, тебе удалось выяснить механизм, новый, конечно же, действия там какого-нибудь интерлейкина, например, который работает везде, всюду и всегда на одном из уровней: организменном, клеточном или молекулярном? Если так и есть, да, тогда Бог (и учёный совет) тебе судья. Уж очень отчаянный(ая)!
Если ты клиницист (или таким себя считаешь сам, что уже неплохо), то тебе, может статься, будет легче. Тебе всего-то надо там доказать, что что-то там, найденное тобой, открывает новый оттенок иммунопатогенеза такого-то конкретного заболевания, который носит фундаментальный характер, что, касается последнего. То есть, например, ну, очень, как оказалось, высокая продукция IL-222 при чём-то, что этим и только этим следует теперь (после тебя) трактовать такие-то стороны иммунопатогенеза того-то. Удалось тебе это – уже хорошо. Будет ещё совсем хорошо, если бы тебе удалось показать, что такая повышенная продукция IL-222 объясняется изменённой активностью, хотя бы там NFAT (есть такая семейка факторов транскрипции). Тогда все, предел мечтаний, и весь учёный совет твой!
А ежели ты являешься экспериментатором (здесь всё едино: работаешь ты либо с бедными нашими братьями меньшими, или с небольшой частью организма человеческого), тебе труднее, чем им. Да так и быть должно! Ты же не ведёшь больных, не страдаешь за них, не читаешь литературу не только по иммунологии. Так уж будь ласка, постарайся нам выдать Большую фундаментальность твоей работы (см. выше). Не хочешь, твое дело. Имеешь право тогда, например, рассказать о теоретическом значении описанных тобой механизмов действия на иммунную систему космических лучей, или пребывания человека из Сибири в городе Сочи, или какого-нибудь вновь синтезированного (неизвестно зачем) вещества. Можно и такое ещё придумать, что сам не будешь знать, зачем ты всё это делал. Но тоже интересно, только смоги всё же сформулировать про это теоретическое значение. Пойми ещё раз про условность такого деления теоретической значимости работы. Делай, как тебе хочется, но не бери на себя больше того, что тебе ДОСТУПНО сказать (нам).
Естественно, теория без практики – ну совершенно ничто!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы: о-о-о, это очень трудно, особенно там, где её нет (на первый взгляд так может показаться). Нет, что касается клинического направления (как в клинике, так и в эксперименте), здесь несколько простее: это, мол, для клиники просто необходимо, больной без оного не проживёт, и всё тут. А если сугубо и глубоко теоретическая работа, хоть и на лимфоцитах человеческих? … Не боисссь! Пример каждого эксперимента может служить примером как этого не надо (лучше – надо) делать. Далее, несомненно, что твоя работа (а иначе зачем ее делать вообще) имеет практическое решение для решения какой-либо теоретической задачки, так как она показывает другим, что данным путем уже идти не надо, там тобой уже всё вспахано. Только надо это тщательно и чётко сформулировать.
Всё, что было сказано выше, касается прежде всего смысла вообще делания твоей работы, а уж потом – написания раздела диссертации под названием ВСТУПЛЕНИЕ. Дальше должен следовать

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР: трудное дело, но очень необходимое. Цель его – показать твои возможности ориентироваться в современной литературе по данной проблеме, откуда следствием должна быть необходимость выполнения твоих исследований. В обзоре должен излагаться только фактический материал из статей, очень осторожно – авторская интерпретация полученных ими данных, и то при условии, если это крайне необходимо для твоего литературного обзора. Ни в коем случае там не должны присутствовать твои измышления, для них еще будет место в диссертации. Факты и только факты. Не строй из себя большого учёного. Это, по крайней мере, не очень скромно. И потом – это не книга мэтра, а работа, которую ещё надо защитить, надо ещё доказать её значимость для мировой науки и для твоих коллег. Здесь присутствует и психологический момент у членов учёного совета. Ведь они-то защищались по диссертации. Очень важно, чтобы в работе не было ссылок на литературу времен Куликовской битвы. Желательно, чтобы ссылки были на последние 2–3 года, в основном. Тогда только будет хорошо ясно, что всё это не зря и что эту работу надо было делать. Если литобзор будет по объёму от всей диссертации занимать более 30–31%, значит, в нем много жидкости, значит, ты ещё не научился вынимать главное из литературного мешка, значит, тебе его надо переделывать. Или, что не очень хорошо, ты не уважаешь своего читателя, а его надо уважать, ибо если не для читателя – то для кого? Обязательно, если в обзоре будут главы, то необходимо, чтобы они были связаны между собой фразеологическими связками и следовали логически друг за другом, как нитка за иголочкой. К концу обзора читатель мягко, не очень для него заметно, вдруг начинает понимать, какой перед ним увлекательный детектив, бросает все свои дела в мусорное вёдрышко и бросается читать дальше сей труд, так как обзор заканчивается несколькими удачными предложениями, обосновывающими необходимость выполнения данной работы, ибо, по твоему мнению, это просто необходимо для науки современной и будущей, и этим никто, никогда, нигде даже и не подумал, даже не догадался заниматься. Пошли дальше.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: Здесь всё очень просто. Уважающий себя руководитель диссертанта даже не читает (проверяет) данный раздел. Но всё же. Если методики давно известны и используются активно (обращай на это внимание при чтении литературы, или, на худой конец, спроси об этом у руководителя; а если неудобно, ну, вдруг,  у коллег), изложи в двух словах смысл и дай (дай правильно) ссылку на нее. Если же методика новая, в литературе появилась недавно, то опиши смысл её подробнее, что, мол, зачем и почему именно без неё тебе не обойтись. Ссылочку не забудь, пожалуйста. Ну, если уж методика твоя целиком твоя или тобой модифицирована другая известная методика, то здесь ты попался. Ты что, умнее других? Так уж будь добр, подробности и подробности, сравни твоё с известным уже, покажи преимущество твоего (а иначе зачем кашу варить) и будь готов к «разборке» по ней.
Хорошо бы сказать в данном разделе о тех методах статистики, которые тебе очень нравятся, которые ты пользовал и в которых ты (как правило, не считая нередко имеющиеся счастливые исключения) не очень хорошо разбираешься. Главное, чтобы с ними работало то самое большинство. Только помни, в случае чего, что ты работаешь не ради статистики. Это она тебе нужна, чтобы другие к тебе не приставали в отношении достоверности твоих результатов. Сам-то ты убеждён в их достоверности и без всякой там статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: не торопись, не вали все в одну кучу. Всем ясно, что материал ты имеешь, естественно, огромный. Так что последовательно, по главкам ты его и излагай. Только здесь необходима железная просто логика. Чтобы смысл каждой последующей главы вытекал из смысла главы предыдущей, а для этого надо, чтобы каждая глава начиналась ну просто с очень краткого литературного ввода и заканчивалась мыслями о том, что полученные результаты, почти доступно всем изложенные в предыдущей главе, говорят о том-то, но, чтобы можно было ответить на такой-то там вопросик, то надо сделать то-то и то-то, а результаты таких исследований и будут представлены в следующей главе, которую (не забудь!) ты начнешь с литературного введения в виде 2–3 предложений. Да, неплохо бы в конце сделать не очень большое «резьюмэ» по всему этому разделу. Это будет хорошо для нашего (не твоего, тебе-то зачем, ты и так все отлично знаешь) понимания предмета дальнейшего обсуждения: что и зачем ты будешь обсуждать?
Изложили, с грехом пополам, результаты, пошли дальше.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: вот это уж где твоё, так твоё, сейчас ты просто должен отыграться за всё и за вся. Напряги все свои фантазёрские жилы и вперёд к победе. Ты можешь здесь высказывать любые свои мнения, по любому вопросу, привлекать хоть самого Господа Бога. Здесь ты можешь всё! Только, конечно же, без ну уж явной дурости! При всем при этом не забудь о цели раздела, которая состоит в попытке доказать значимость твоих результатов в процессе обсуждения с литературными данными по твоей проблеме. Будь вежлив с цитируемыми авторами, не посылай их никуда, они тоже такие же не дураки, как и ты, а где-то, как-то, возможно, и поумнее будут. Пока, по крайней мере. А так, вежливо: что, по-видимому, возможно, такой-то автор в том-то не очень прав, потому-то и потому-то, а вот мои данные, мол (совершенно случайно), говорят о том-то и за то-то и несколько (почему-то) противоречат данным литературы, но я, мол, прав потому-то и потому-то. Так, чтобы без обид. Ведь читатель не за тебя, а за авторов, пока еще.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: этот раздел следует за ОБСУЖДЕНИЕМ, и сделать надо в нем квинтэссенцию и РЕЗУЛЬТАТОВ, и ОБСУЖДЕНИЯ, чтобы, наконец-то, попробовать доказать нам, что чего-то ты стоишь, что-то начинаешь соображать в науке (а, возможно, и в жизни). Здесь просто необходимы строгость, чёткость, сдержанность, без признаков волюнтаризма и фантазёрства: что сделано, и где место этому сделанному в мировой сумке данных по данной проблеме, и почему именно там им место это.

ВЫВОДЫ: самое трудное дело в диссертации, если ты хочешь, чтобы она была ею, а не статьей в Анналах Нью-Васюков, где ты всё то, что ранее написал на 2–3 страницах, должен свести к одному предложению. Простенько и со вкусом, но именно простенько. Но ведь ты-то уже не просто там какой-то, ты ведь уже почти что…тра-та-та. Вот и докажи. И попробуй сделать это так. Необходимо, чтобы в одном и том же выводе были две вещи обозначены: что получено, и что это значит с точки зрения современных знаний в данной области науки по данной проблеме. Сумеешь – честь тебе и хвала, ты на Коне; если нет – это, конечно, не трагедия жизни, но что-то тебя грызть будет внутри, но это и хорошо будет. Значит, есть в тебе научная научность, значит, есть будущее у тебя. А вот если и грызть не будет, тогда…

* * *

Вот и всё. Написал, сделал своё, переплёл всё, что наплёл, и на стол свой фолиант, и отдыхать. Только недолго, а то наука вперёд просто ускачет, и руки твои перестанут чувствовать прелесть эксперимента и новизну журнальных страниц. Прощай! Счастливых тебе дней в этой самой нашей чудесной НАУКЕ!

 

=====================================================================================

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 14.03.09 «Клиническая аллергология,иммунология» по медицинским и биологическим наукам

ВВЕДЕНИЕ

В основу настоящей программы положены три основных раздела современной иммунологии: фундаментальная аллергология и иммунология, клиническая иммунология и клиническая аллергология. Эти разделы раскрывают молекулярно-клеточные и генетические механизмы формирования иммунологических защитных реакций, их патологические проявления при нарушениях иммунной системы и применение лекарственных средств для нормализации формирующихся иммунодефицитных состояний. Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по медицине (медико-гигиеническим специальностям) при участии Института иммунологии Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Исторические этапы развития инфекционной и неинфекционной иммунологии. Возникновение иммунологии как науки. Нобелевские премии по иммунологии. Значение иммунологии для развития биологии и медицины.
  2. Теории иммунитета и их роль в развитии иммунологии: гуморальная (П. Эрлих), клеточная (И. Мечников), селективные (боковых цепей - П. Эрлих; естественного отбора – Н. Ерне), инструктивные (прямой матрицы – К. Ландштейнер, Л. Полинг, Ф. Гауровиц; непрямой матрицы – Ф. Бернет, Ф. Феннер), клонально-селекционная (Н. Ерне, Ф. Бернет), идиотипантиидиотипической регуляции (Н. Ерне).
  3. Иммунитет и его определение. Функции иммунной системы. Генетический гомеостаз и формы его поддержания.
  4. Неспецифическая защита организма от инфекционных и неинфекционных агентов. Клеточные факторы неспецифической защиты. Основные этапы антиген- независимой дифференцировки систем фагоцитов и естественных киллеров, маркерные и рецепторные структуры, продуцируемые факторы, функции. Лимфоциты- киллеры (К- клетки) и лимфокин- активированные клетки (ЛАК- клетки). Роль клеточных факторов естественной резистентности в специфических иммунологических реакциях.
  5. Гуморальные факторы неспецифической защиты, общая характеристика. Система комплемента, характеристика основных компонентов, классический и альтернативный путь активации комплемента. Медиаторы воспаления: цитокины, белки острой фазы, эйкозаноиды, воспалительные пептиды, факторы тучных клеток. Роль гуморальных факторов естественной резистентности в специфических иммунологических реакциях.
  6. Центральные и периферические органы иммунной системы, их строение, функции. Межорганное взаимодействие. Миграция и рециркуляция иммунокомпетентных клеток. Т- и В- зависимые зоны. Эффект хоминга. Молекулы адгезии (селектины, интегрины, адрессины) и их рецепторы, роль в рециркуляции лимфоцитов.
  7. Неинкапсулированная лимфоидная ткань и иммунные подсистемы мозга, кожи, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, и других слизистых оболочек. Общая характеристика. Роль в формировании местной иммунологической защиты.
  8. Основные звенья иммунной системы. Иммунокомпетентные клетки - субпопуляции, маркерные и рецепторные структуры, функции, основные этапы дифференцировки. Межклеточные взаимодействия и их роль в реализации иммунного ответа. Создание схемы 3-клеточной кооперации иммуноцитов и ее значение для развития иммунологии. Лимфоциты и вспомогательные клетки тканевых лимфоидных подсистем.
  9. Цитокины: интерлейкины, интерфероны, факторы некроза опухолей, колониестимулирующие и ростовые факторы. Медиаторы повышенной чувствительности немедленного типа. Продуценты цитокинов. Рецепторы для цитокинов. Роль цитокинов в клеточной дифференцировке и в иммунологических реакциях. Участие цитокинов в развитии аллергических реакций.
  10. Иммуногенетика. Главный комплекс гистосовместимости человека и других животных, строение, биологическая роль. Продукты генов главного комплекса гистосовместимости, их серологическое типирование. Генотипирование и его преимущества. Полимеразная цепная реакция.
  11. Гены иммунного ответа. Генетический контроль гуморального и клеточного иммунитета. Экспрессия продуктов генов иммунного ответа на иммунокомпетентных клетках. Фенотипическая коррекция генетического контроля иммунитета.
  12. Антигены, определение. Чужеродность, антигенность, иммуногенность, толерогенность, специфичность. Гаптены. Суперантигены. Тимус- зависимые и тимус- независимые антигены. Конъюгированные антигены. Искусственные антигены. Изо- и трансплантационные антигены. Аллергены и их разновидности, аллергоиды. Современные методы определения антигенов и аллергенов.
  13. Антитела, определение, свойства, роль в иммунитете. Классы, субклассы, изотипы, аллотипы и идиотипы. Реагиновые и блокирующие антитела. Специфичность и аффинность антител. Гибридомы. Суперсемейство и строение иммуноглобулинов. Структурные гены иммуноглобулинов. Аллельное исключение. Поликлональные и моноклональные антитела, принципы получения, области применения. «Гуманизация» моноклональных антител. Взаимодействие антиген-антитело. Современные методы определения антител.
  14. В- система лимфоцитов, основные этапы антиген- независимой дифференцировки. Маркеры и рецепторы В- лимфоцитов. Антиген- распознающий рецептор, характеристика, формирование разнообразия антиген- распознающих молекул В- лимфоцитов. В- эффекторы, В- супрессоры, В- хелперы, функции, методы определения.
  15. Т-система лимфоцитов, основные этапы антиген- независимой дифференцировки. Маркеры и рецепторы Т-лимфоцитов. Многообразие антиген- распознающих комплексов Т-лимфоцитов и их формирование. Субпопуляции Т-лимфоцитов и методы определения их функций – Th1, Th2, Т-эффекторы. Природа Т- клеточной супрессии.
  16. Активация Т-лимфоцитов и молекулярные основы антигенного распознавания. Антиген- представляющие клетки, взаимодействие с Т-хелперами, разновидности Т-хелперов и их роль в иммунном ответе. Молекулярные структуры, участвующие в распознавании антигена – антиген- распознающий рецепторный комплекс, корецепторы, молекулы адгезии. Значение цитокинов для активации лимфоцитов. Роль антигенов гистосовместимости в распознавании, эффект двойного распознавания, механизм «улавливания» лимфоцитов.
  17. Молекулярно-клеточные основы формирования гуморального иммунитета. Взаимодействие Т-хелпер -В- лимфоцит, молекулярные структуры и цитокины, участвующие в активации В- лимфоцитов. Процессы, обеспечивающие созревание В- лимфоцитов в продуценты антител. Зародышевые центры. Значение мембранной перестройки, миграции и пролиферации В- лимфоцитов. Формирование В- клеток памяти, их характеристика.
  18. Гуморальный иммунитет. Первичный и вторичный иммунный ответ, продуцируемые антитела, характеристика; латентная, продуктивная и эффекторная фазы; особенности, эндогенная регуляция. Секреторный иммунный ответ в слизистых. Повышенная чувствительность немедленного типа, местные реакции анафилаксии. Моделирование иммунного ответа in vitro и в культуре in vivo. Методы тестирования.
  19. Молекулярно-клеточные основы формирования клеточного иммунитета. Т-Т- взаимодействие и взаимодействие антиген- представляющих клеток с Т-лимфоцитами, молекулярные структуры и цитокины, участвующие в формировании цитотоксических Т-лимфоцитов. Т-клетки памяти, характеристика. Апоптоз, характеристика; сигналы, обеспечивающие развитие апоптоза и их рецепторы; роль апоптоза в иммунной системе.
  20. Клеточный иммунитет, особенности реакций, характеристика. Цитотоксические Т-лимфоциты, роль перфорина и гранзимов в проявлении их функций. Повышенная чувствительность немедленного типа и формы ее проявления. Основные феномены клеточного иммунитета.
  21. Иммунологическая толерантность, феноменология, механизмы индукции и клеточные формы, участвующие в ее развитии. Механизмы привилегированности забарьерных тканей.
  22. Основные современные методы определения антигенов, антител, цитокинов и иммунокомпетентных клеток, индуцируемых ими реакций. Принципы, лежащие в основе иммуноферментных и биосенсорных методов. Проточная цитометрия. Значение создания новых иммунологических методов для прогресса иммунологии.
  23. Иммунодефицитные состояния как клиническое понятие, общая характеристика, диагностика, терапия, профилактика. Оценка иммунного статуса. Иммунология старения. Иммунная недостаточность и аллергия. Этапный и патогенетический принципы характеристики состояния иммунной системы. Возрастные и региональные значения. Методы определения, проточная цитометрия. Значение для иммуноэпидемиологии и для врачебной практики.
  24. Первичные (врожденные) иммунодефициты, спектр формируемых поражений иммунной системы. Характеристика нарушений клеточных и гуморальных факторов иммунитета, комбинированные нарушения. Клинико-иммунологические проявления, диагностика, терапия.
  25. Вторичные иммунодефициты – приобретенные, индуцированные, спонтанные. Роль физических, химических и биологических воздействий в формировании вторичных иммунодефицитов. Клинико-иммунологические проявления, диагностика, терапия, профилактика. СПИД. Синдром хронической усталости. Иммунодефициты, индуцированные радиационным воздействием. Стресс- индуцированные иммунодефициты.
  26. Иммунология репродукции, особенности местных и системных иммунологических реакций при беременности: физиологически протекающей, при привычной невынашиваемости и переношенной беременности. Особенности течения аллергических заболеваний и их диагностики при беременности. Методы лечения.
  27. Аллергические заболевания – анафилактический шок, пищевая, лекарственная, инсектная, латексная аллергия, поллиноз, аллергические заболевания кожи, глаз, носа и придаточных пазух, легких. Диагностика аллергических заболеваний, их лечение и профилактика. Аллерген- специфическая иммунотерапия, экстракорпоральная иммунофармакотерапия. Аллерговакцины, принципы конструирования.
  28. Аутоиммунные и иммунокомплексные заболевания. Классификации, характеристика, диагностика, терапия. Системная красная волчанка, ревматоидный артрит, аутоиммунные гемолитические анемии, инсулин- зависимый сахарный диабет, рассеянный склероз, анкилозирующий спондиллит и др.
  29. Иммунология опухолей и иммунопролиферативные заболевания. Характеристика, диагностика, терапия. Болезнь Ходжкина (лимфогранулематоз), неходжкинские лимфомы, инфекционный мононуклеоз, саркоидоз и др.
  30. Трансплантационный иммунитет и характеристика индуцируемых реакций. Генетические законы совместимости тканей. Трансплантационные антигены, их типирование, подбор пар донор-реципиент, иммунологический мониторинг. Иммунодефициты, осложнения, иммуносупрессивная терапия при пересадках, их значимость в трансплантологии.
  31. Противоинфекционный иммунитет. Особенности иммунного ответа против агентов бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Протективный иммунитет и его индукция. Вакцинации. Современные вакцины и принципы их конструирования.
  32. Иммунотерапия и иммунокоррекция. Иммуномодуляторы, характеристика, применение при различных заболеваниях иммунной системы, индивидуальная чувствительность и ее тестирование.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Петров Р.В. Иммунология. М.: Медицина, 1987 г.
  2. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология. М.: Медицина, 2000 г.
  3. Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина, 1999 г.
  4. Клиническая иммунология. Под ред. А.В. Караулова. М.: МИА, 1999 г.
  5. Клиническая аллергология. Под ред. Р.М. Хаитова. М.: МЕДпресс-информ, 2002 г.
  6. Хаитов Р.М. Физиология иммунной системы. М.: ВИНИТИ РАН, 2001 г.
  7. Ройт А., Бростофф Дж., Мейл Д. Иммунология. М.: Мир, 2000 г.
  8. Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. М.: ВНИРО, 1995 г.

НИИФКИ

НИИ фундаментальной и клинической иммунологии был создан в 1981 году на базе отдела иммунологии Института клинической и экспериментальной медицины СО РАМН.

Пациентам